ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА

                                           «НОВАТОР»

 «Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность»




 Цель работы группы:


 
  • Формирование и развитие системы изучения и обобщения передового педагогического опыта в МДОУ «Нижнесуэтукский детский сад»;
  • Представление передового педагогического опыта работы на выставках, фестивалях, конкурсах профессионального мастерства на различных региональных уровнях.

 Актуальность:

 Передовой педагогический опыт – это творческий поиск, новизна, оригинальность, то есть новаторство. Такой опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке. Поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

                       План работы творческой группы «Новатор»

по изучению и распространению педагогического опыта педагогов МДОУ «Нижнесуэтукский детский сад» в 2010-2011 учебном году

 

Тема ПО

Цель изучения ПО

Автор

Этапы работы

Форма обобщения

Формы распростра-нения

Нетрадиционные методы и способы закаливания как средство оздоровления детей.

Возможность освоения и внедрения в практику  других возрастных групп представленных в опыте инновационных способах оздоровления и закаливания.

Артемьева Наталья Васильевна

1.Ноябрь. Изучение литературы по проблеме. Выявление актуальности.

 

2. Ноябрь-январь.

Просмотр занятий, закаливающих и оздоровительных мероприятий. Анализ представленного оборудования.

 

3. Март. Обобщение материалов. Описание педагогического опыта.

1. Декабрь. Научное обоснование ПО, библиография.

2. Февраль. Подготовка обобщенного анализа посещения оздоровительных мероприятий с точки зрения эффективности использования инновационных методов в ПО.

3. Апрель-май. Завершение описания опыта. Презентация. Диагностика эффективности использования ПО

1. Декабрь.  Диспут «Здоровье – это актуально».

2. Декабрь - февраль.  Посещение различных видов гимнастик, оздоравливающих мероприятий.

3.  Май. Семинар – практикум. Презентация ПО


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

воспитателя муниципального дошкольного учреждения  «Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

ГОРДИЕНКО СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

 

 

 

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 

цель опыта: обоснование и экспериментальная проверка

                       возможности развития познавательной активности

                       детей старшего дошкольного возраста в процессе

                       проектно-исследовательской деятельности по

                       ознакомлению детей с историей их малой Родины.

 

 

 

 

 

1.  Сведения об авторе   

           Гордиенко Светлана Анатольевна

Образование: высшее.

   Окончила:  Государственное образовательное учреждение высшего 

   профессионального образования «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» по специальности

   «Дошкольная педагогика и психология» в 2009 г.году.

            Специальность по диплому: преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

            Место работы:  муниципального дошкольного учреждения  «Нижнесуэтукский

             детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

             деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».

             Педагогический стаж: 17,5 лет.

             Квалификация: высшая квалификационная категория.

Награды:

  • Грамота руководителя ДОУ «За добросовестную подготовку всех мероприятий», март 2009г.
  • Грамота Руководителя Управления образования администрации Ермаковского района «За активное участие в районной выставке инновационных разработок и методических материалов», май 2007г.
  • Благодарственное письмо Выставочной компании «Красноярская ярмарка» за работу «История села Нижний Суэтук. Методические рекомендации» на «Сибирском образовательном форуме» художественного и экологического образования, август 2008 г.
  • Грамота участника научных чтений Института непрерывного педагогического образования «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» за победу в номинации «За внедрение научных достижений».
  • Диплом победителя в конкурсе на получение денежного поощрения лучших воспитателей муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программу дошкольного образования в 2009 году в рамках краевой целевой программы «Дети».
  • Грамота Главы администрации Ермаковского района, 2010 год

2. Условия формирования опыта

            На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение проблемы проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • участие в районном этапе конкурса «Я-исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста с проектом «История села»;
  • дипломное исследование эффективности использования проекта «История села» в развитии познавательной активности.
  • активное участие с презентацией опыта работы:

- на «Сибирском образовательном форуме» художественного и экологического

   образования, август 2008 г.

- на инновационной выставке «Школа–форум – 2010»

-  в научных чтениях Института непрерывного педагогического образования «ХГУ им.

    Н.Ф. Катанова»

       - Районные педагогические чтения «Педагогический поиск – как условие развития

          успешности учащихся», 2010г.

3. Теоретическая база опыта

­   Теоретические положения о развитии познавательной активности Щукиной Г.И., Эльконина Д.Б., Лисиной М. И.,  и др.

­   Теоретические положения об использовании метода проекта Крупениной М.В. и Шацкого С.Т.

4. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность исследования психолого-педагогических условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

   определяется тем, что современные дошкольники не всегда могут определить способы

своей познавательной деятельности или целенаправленно её развивать.

Педагогический процесс в детском саду необходимо строить на методах наглядных и практических, а объектом для познания может и должно быть то, что можно увидеть, проверить, потрогать, узнать. Родное село, дом, в котором они живут, для детей настолько привычны и знакомы, что  особое удивление у них вызывает то, что оказывается, они не знают самого главного. Собственные исследования и узнавания детей о знакомых местах, людях и улицах удивляют их, а новые методы исследования побуждают к тому, что они сами начинают искать и придумывать новые объекты для познания.           

Используя преимущества дошкольного возраста «почемучек», правильно организуя педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности, можно эффективно способствовать возникновению субъектификации, то есть стремлению познать суть явлений. 

Поиск эффективных методов взаимодействия взрослого и ребёнка, удовлетворение его потребности в непосредственном познании окружающего мира, побудило внедрять в работу с детьми образовательные технологии, одной из которых является метод проектов.

5. Новизна опыта

Современная интерпретация метода проектов, внедрение инновационных методов, обучение детей исследовательским навыкам, обширный круг участников проекта, способствовали формированию положительной динамики в полученных результатах исследования процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста методом проекта

Весь педагогический процесс включал различные виды детской деятельности, связанные одной познавательной целью. Знания, приобретаемые таким образом, служили развитию и обогащению познавательного опыта,  требовали от ребёнка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Иными словами, получив один результат и определённые знания, дети осознанно выдвигают новую познавательную задачу и проектируют способы её решения. Именно знания, открытые ребёнком в процессе самостоятельного изучения, наиболее естественны для него, окрыляют его и побуждают к новому самостоятельному познанию.

6. Адресация опыта

  Опыт работы по развитию познавательной активности средством проектно-исследовательской деятельности по проекту «История села» адресован педагогам ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, владеющими методом проектов, заинтересованным в эффективности познавательно-речевого развития, экологического и патриотического воспитания.

7. Трудоёмкость опыта

         Трудоёмкость опыта заключается в использовании проекта «История села». Это проект исследовательско-творческий, смешанный, долгосрочный. Имеет широкий круг участников проекта: дети 5-7 лет, родители, воспитатели, работники администрации, библиотеки, учитель истории, руководитель школьного музея.

8.  Технология опыта

Разработка проекта включала в себя четыре основных этапа:

I.      Целеполагание. Мы выбираем наиболее актуальные и посильные для детей задачи на определённый отрезок времени.

II.      Разработка проекта. Вместе с детьми и другими участниками проекта составляем план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, в каких продуктивных видах деятельности отразить результаты поиска.

III.      Выполнение проекта. Практическая часть.

Презентация. Подведение итогов.

Работа по проекту проводилась в течение учебного года, комплексно, включая в себя поискоую, познавательную, интеллектуальную, продуктивную виды деятельности детей и других участников проекта по следующим разделам:

  • «Исторический»;
  • «Эколого-краеведческий»;
  • «Боевые и трудовые достижения односельчан»;
  • «Краше нет села, чем наше».

Схема осуществления проекта представлена в приложении.

            Самым интересным был третий, практический этап, который включал поиск решений, познавательное общение с разнообразными людьми, работу с источниками и различные беседы, экскурсии, продуктивную деятельность. Вместе с родителями, детьми и педагогами были созданы макеты «Наше село», «Какой я построю дом», оформлены рукописные книги «Животные», «Птицы», «Наши соседи». Активное участие дети принимали в подборе информации, иллюстраций и текста к книге, в которой мы рассказали историю села.

            На четвёртом этапе мы решили принять участие в районном конкурсе «Я исследователь». Мы закончили изготовление книги «История села», вместе решали, как лучше рассказать о своей работе над ней, устроили конкурс на лучшего знатока и рассказчика истории села, то есть готовили презентацию.

            Следует отметить важность презентации проекта, так как именно в процессе её ребёнок самостоятельно демонстрирует свою компетентность в исследуемом вопросе.

9.  Результативность опыта

Наблюдение за детьми в ходе проектной деятельности показало, что проектирование побуждает детей к активной познавательной деятельности, вызывая устойчивый интерес.  Являясь организатором исследовательской деятельности детей, мы стали генератором их творческого потенциала. Возбуждая познавательный интерес детей, мы лишь помогали в исследовании того, что их заинтересовало.

Важно отметить, что показателем возросшей познавательной активности стали детские вопросы, которые дети научились задавать, часто тут же предлагая возможные варианты или пути решения.

Работа по проекту «История села» вызвала у детей большой интерес к процессу познания о малой родине, месте, где они родились и живут. Создав условия для исследовательской деятельности детей, научив их исследовательским навыкам, мы способствовали развитию познавательного интереса, расширению  знаний об историческом и культурном наследии малой Родины.

 Для изучения эффективности использования метода проектов в развитии любознательности у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие  методы исследования уровня развития познавательной активности:

  • Методика Д. Годовиковой «Коробочка с секретом».
  • Наблюдения за детьми в ходе познавательной деятельности на занятиях, на прогулках, в процессе трудовой деятельности.
  • Тестирование родителей.
  • Наблюдение за детьми в процессе игр «Отгадай тайну».

Контрольные  исследования уровня познавательной активности показали, что дети стали смелее при встрече с незнакомыми предметами, игрушками, интерес и стремление к разгадыванию секрета стал более устойчивым, явно проявляется активность, направляемая целью – достичь желаемого результата.

Наблюдая  за детьми в ходе познавательной деятельности на занятиях, в процессе наблюдений на прогулке, игровой деятельности, в труде и экспериментировании, мы отметили, что количество детей, часто задающих вопросы, внимательно слушающих информацию на занятиях, увеличилось. Изменилось количество и характер задаваемых вопросов. Дети больше стали задавать познавательных вопросов, стараясь докопаться до сути, добиться поставленной цели и получить реальный результат.

   Сравнительный анализ исследования уровня развития познавательной активности до начала работы по проекту «История села» и после его завершения представлены в приложении.

         Итак, результаты экспериментального исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

­   Проектно-исследовательская деятельность детей, направленная на изучение истории малой Родины, способствует эффективности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

­   Работа над проектом, включающая различные виды познавательной, творческой и продуктивной деятельности детей вызвала у них эмоционально-положительный отклик и познавательный интерес к познанию окружающего мира.

­   Проектно-исследовательская деятельность способствует повышению уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость опыта состоит в том, что методический материал, представленный в проекте «История села» может быть использован педагогами дошкольных учреждений в организации проектно-исследовательской деятельности по ознакомлению с историей  малой родины, окружающим миром с целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

662822 с.Нижний Суэтук, Ермаковского района, Красноярского края, ул.Советсая 6,
тел.8 39138 27-3-23

© Suetuk-sadik

Создать бесплатный сайт с uCoz